Универсальный водительский язык жестов и сигналов

Общение – важная часть жизни любого человека. К сожалению, у человека, находящегося за рулем возможности живого общения ограничены. В то же время дороги «полны неожиданностей», о которых нужно предупредить других водителей. Эти причины послужили толчком к появлению дорожной азбуки – набора условных сигналов, подсказывающих водителям о различных неполадках с автомобилем, замаскировавшемся дорожном патруле.

сигналы водителей

Есть и особенные сигналы, помогающие соблюдению вежливости. Психологи подобный вид общения с помощью жестов, сигналов, знаков называют невербальным и считают его необходимой составляющей человеческого бытия. Поэтому, несмотря на то, что подобная коммуникация не приветствуется инспекторами ДПС, было бы неплохо, чтобы каждый участник движения владел хотя бы минимальными знаниями азбуки дороги.

Световые сигналы

Рассмотрим наиболее распространенные условные знаки. Если автомобиль, едущий навстречу, начал «подмигивать» фарами без видимых причин, то это, видимо, попытка донести определенную информацию.

Сигналы, подающиеся фарами или поворотниками, бывают следующими:

  • однократное подмигивание дальним светом – сигнал водителю «проезжай» или пешеходу — «проходи»;
  • двукратное мигание дальним светом обозначает: впереди опасность или инспектор ГИБДД, поэтому надо снизить скорость; если такое мигание производится «в спину» — это просьба уступить дорогу для проезда;
  • неоднократное мигание аварийкой (два-три) – ответное «спасибо» за возможность проехать или «извините» за причиненные неудобства; аналогом данного сигнала является попеременное мигание правым и левым «поворотниками»;
  • если едущий сзади автомобиль моргает дальним светом и включил задний поворотник, то он просит остановиться у обочины;
  • если впереди едущий автомобиль резко затормозил и одновременно с этим включил аварийную сигнализацию, значит, впереди опасность, которую не обозначили дорожными знаками. Это авария, ремонт дороги и др;
  • впереди едущее транспортное средство подает прерывистые стоп-сигналы – так обозначается просьба соблюдать дистанцию;
  • обогнавший автомобиль иногда оставляет включенной аварийку не по причине своей забывчивости, а потому, что просит выключить дальний свет, мешающий едущим впереди.

Лучше всех дорожную азбуку знают дальнобойщики, что понятно: они подолгу находятся в пути. Им труднее без взаимопомощи, чем автолюбителям, «катающимся» по маршруту «дом-работа-магазин». Водители-дальнобойщики охотно обучают простым дорожным правилам вежливости, которые также «формулируются» световыми сигналами. Вот некоторые:

  • Иногда водитель, совершивший обгон, не торопится возвращаться на свою полосу движения и включает левый поворотник. Это значит, что перед ним на встречной полосе пусто и можно совершать обгон вслед за ним.
  • Если движущийся по загородной дороге автобус или грузовой автомобиль включил левый поворотник, значит, в данный момент нельзя обгонять.
  • Включенный правый поворотник имеет прямо противоположное значение – можно совершать обгон.

Звуковые сигналы

Наиболее распространенным способом коммуникации являются именно световые сигналы, но иногда подаются и звуковые сообщения:

  • Услышать короткий гудок в свой адрес – это хорошо. Так приветствуют, благодарят или отвечают «пожалуйста» на благодарность, посланную аварийкой.
  • Длинный гудок с одновременным морганием дальним светом фар – знак тревоги, а значит надо срочно остановиться. Таким способом водитель едущей вблизи машины подсказывает, что заметил опасность или неисправность автомобиля.

Звуковые сигналы не рекомендуется подавать на городских магистралях, поэтому они служат только для экстренных сообщений.

Жесты

Часть информации водители передают с помощью жестикуляции:

  • Спущенное колесо изображается описыванием рукой в воздухе воображаемого круга с последующим указанием вниз автомобиля.
  • Просьба притормозить показывается плавным движением ладони сверху вниз.
  • Поднятая рука – это знак благодарности. Этот же жест используют водители междугородних автобусов с целью сообщить, что можно ехать без опаски, впереди чистая дорога.
  • Самый сложный знак – это фига, сложенная из пальцев. Так показывают, что между спаренными колесами застрял предмет, обычно камень.
  • Водителю, забывшему включить фары, подскажут об этом жестом ладони, напоминающим мигающую лампочку.
  • О неисправности автомобиля и необходимости остановки «сообщают» с помощью руки, указывающей на обочину.
  • Если рука указывает на дверь автомобиля, то надо обратить внимание именно на дверь. Возможно, в ней что-то застряло или она не закрыта.
  • Об открытом багажнике водитель узнает благодаря удару ладонью по воздуху.
  • Почти все, даже водители-новички, понимают жест, заимствованный из армейской жизни: похлопывание себя по плечу. Это значит, что впереди люди в погонах, то есть следует проявить бдительность, и сбросить скорость перед засадой ГИБДД.
  • Примерно то же значит и растопыренная пятерня – впереди опасность или ДПС.
  • Еще один сигнал, понятный многим: кулак с отставленными в сторону мизинцем и вверх и большим пальцем – просьба поделиться топливом с последующей благодарностью («с меня магарыч»).

Часть сигналов предназначается не водителям, а пешеходам. Например, чтобы показать пешеходу, что он без опаски может переходить дорогу, можно просто махнуть рукой в окно.

Случается, что в потоке автотранспорта водитель, которому предназначался сигнал, не может понять, что обращались к нему, не понимает смысла «сказанного». Помочь таким водителям призван новый гаджет, крепящийся на заднее стекло автомобиля.

Выглядит он как небольшой дисплей с пультом управления. Одно нажатие на кнопку – на экране высветится смайлик или короткий текст. Такая «игрушка» и милый подарок, и полезная вещь, способствующая взаимопониманию между участниками дорожного движения.

Оцените статью
myautohelp.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector