Современные автомобили отличаются требовательностью к качеству топлива. У каждого автовладельца «на слуху» истории о серьезных поломках двигателя, произошедших по причине заправки некондиционным бензином или дизелем. Но самое главное – это не сами истории, а разрешение конфликтов с автозаправочными станциями. Всех интересует насколько реально получить компенсацию убытков, понесенных автомобилистом после заполнения бензобака некачественным топливом.
К сожалению, даже на самых лучших заправках можно заправиться топливом сомнительного качества. Хотя риск здесь не столь велик, как на непроверенных АЗС. А значит, рекомендация покупать бензин только на проверенных бензоколонках – отнюдь не пустой звук для тех, кто не хочет получить проблемы с топливной системой или двигателем собственного автомобиля.
Какими могут быть последствия после заправки некачественным топливом?
Они могут быть как моментальными, так и отсроченными во времени, проявляющимися постепенно и выражающимися в ухудшении состояния топливной системы.
Если двигатель сломался сразу после заправки, то у автовладельца есть шанс компенсировать затраты на ремонт, но если ухудшения будут постепенными, то возместить убытки почти невозможно.
Законодательство РФ обязывает собственника заправки возместить все расходы по восстановлению вышедших из строя деталей и механизмов. Но заправщики стараются отказывать в выплате и утверждают собственную непричастность к поломке. В большинстве случаев их действия вполне укладываются в рамки действующих законов.
Чтобы автовладелец мог рассчитывать на компенсацию, ему необходимо представить веские доказательства вины АЗС. Одного чека вряд ли будет достаточно. Поэтому придется запастись терпением и обратиться в суд. Даже суд не гарантирует благоприятного исхода дела для автомобилиста, а значит, придется прибегнуть к помощи квалифицированного автоюриста.
Затем последуют многочисленные экспертизы, подготовка объемного пакета документов. Довольно часто суд затягивается на несколько месяцев, в течение которых владелец автомобиля, не желая остаться без средства передвижения, осуществляет ремонт самостоятельно.
Какие шаги следует предпринять, чтобы доказать вину АЗС?
Если двигатель вышел из строя сразу после заправки, то владелец должен вызвать эвакуатор и доставить автомобиль в авторизованный автосервис. Далее автомобиль подвергнется осмотру и диагностике. По результатам диагностирования будет составлен акт с указанием причины поломки вследствие заправки бензином ненадлежащего качества.
Следующий шаг – самое непредсказуемое и слабое звено в доказательной базе: лабораторное исследование бензина. Образец топлива из бензобака отправят в специализированную лабораторию, которая даст заключение о соответствии топлива ГОСТу. И вот здесь автовладельца поджидают сюрпризы. Топливо может содержать массу примесей, которые приводят к преждевременным поломкам, но при этом соответствовать всем установленным нормам и стандартам. Как следствие, доказать вину автозаправщика окажется невозможно.
Кроме результатов лабораторных исследований хозяину машины придется представить доказательства, что заправка проводилась на конкретной заправочной станции. Таким доказательством служат как чеки, так и записи систем видеонаблюдения. Чтобы сделать их действительно неоспоримыми, надо провести забор топлива непосредственно из емкости заправщика. Но это чрезвычайно сложно, так как топливо в баке на АЗС уже через несколько часов может быть из новой качественной партии.
Как поступить правильно?
Алгоритм действий несложный и не потребует особых усилий. Намного сложнее будет эмоционально пройти путь к справедливости. У многих автовладельцев опускаются руки и все их побуждения добиться истины разбиваются об глухую стену безнаказанности операторов АЗС.
Представители бензиновой касты настолько чувствуют себя вольготно и привилегированно в нашей стране, что автовладельцу практически не побороть такой «барьер» в одиночку. Поэтому, если вас заправили плохим топливом, постарайтесь найти соратников на этой АЗС. Ведь коллективная претензия всегда и у руководства заправочной станции, и в суде будет выглядеть весомее, чем ваша жалоба в единственном числе.
Дорога к справедливости выглядит, примерно, так:
- Собрать полный пакет документов, подтверждающих причину поломки из-за некачественного бензина.
- Обратиться к владельцам или операторам АЗС с претензией, оставленной в двух экземплярах. Проследить, чтобы один экземпляр вернулся к заявителю с отметкой о дате принятия.
- Дождаться ответа от автозаправщика в установленный срок.
- Если ответ не получен, или получен отказ в компенсации ущерба, за автовладельцем остается право на обращение в суд.
- За помощью в составлении искового заявления и юридического сопровождения дела лучше обратиться к специалисту, имеющему практический опыт в ведении подобных дел.
Российская судебная практика по возмещению ущерба за ненадлежащее топливо носит субъективный характер и напоминает качели. При идентичных компонентах дела одни суды идут навстречу автомобилистам, а другие занимают позицию собственников АЗС. И еще один интересный момент: у автомобилистов, проживающих в малых городах шансов на положительное решение суда гораздо меньше, чем у жителей мегаполисов или обеих столиц.
Опускать руки в любом случае не стоит. Если вы будете действовать грамотно и упорно отстаивать свои права, то вас ждет успех. Никогда не забывайте — на вашей стороне Закон «О защите прав потребителей». Согласно ст.14 закона вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара, подлежит возмещению в полном объеме.