Правила перевозки пассажиров в автобусах как никогда раньше не пользовались повышенным интересом, как сейчас. Статистика свидетельствует о расширении автобусных парков в России с 2000 по 2009 год на 40%, а протяженности дорог на 4,7%. Поскольку половина пассажирских перевозок осуществляется легковыми такси и другим автомобильным транспортом, то перевозка людей в автобусах должна разгрузить напряженность рабочего графика автомобилей кат. «В».
Дальнейшее развитие автобусного сервиса должно снизить рост аварийности и обезопасить дорожное движение. Уже в 2015 году наблюдался подъем междугородних автобусных поездок на 3,2%, всевозрастающий по сегодняшний день.
Правовая основа
Казалось бы, что может быть проще покупки автобусного билета на ближайший рейс? На самом деле специалистами разработано множество программ и положений, регулирующих перевозку пассажиров автобусами.
Одним из правоустанавливающих документов являются «Правила пассажирских перевозок автобусами» по постановлению Правительства РФ № 112 от 14 февраля 2009 г. Данные правила уполномочено корректировать или отменять только Министерство транспорта РФ. Этот нормативно-правовой источник регулирует ответственность и обязанности не только пользователей общественного транспорта. Действия исполнителей и организаторов так же прописаны, как и взаимодействие сторон во время транспортировки.
Второй источник законодательной базы – это закон «О безопасном дорожном движении» от 10 декабря 1995 г. (196-ФЗ, редактированный 26 июля 2017 года). В нем оговариваются такие вопросы, как:
- Вождение автобусов.
- Требования к водителю.
- Транспортировки в пределах Российской Федерации и международные.
- Транспортировка багажа.
- Поездки граждан по возрастным категориям (дети, взрослые).
- Техническое состояние ТС.
- Тарифные ставки на предоставление услуг с учетом государственных льгот и др.
Необходимые документы
Вначале обсудим перевозчика, как ответственное лицо с надлежащей документацией. В прямые обязанности водителя автобуса при перевозке пассажиров входит наличие лицензии на право перевозчицкой деятельности. Работая от организации, он должен обладать договором, заключенным как с органами местного самоуправления, так и вышестоящими властями.
Обязательным документом также является свидетельство о госрегистрации транспортного средства, осуществляющего извоз, и паспорт намеченного маршрута.
Совершая регулярные рейсы, шофер должен иметь при себе следующий пакет документации:
- Свое действующее водительское удостоверение с разрешением на кат. «D».
- Маршрутный лист.
- Кассово-билетную накладную.
- План начального и конечного пунктов посадки.
- Таблицу с расценками на проезд до определенных остановок при междугородних сообщениях.
- Договор фрахтования.
Заказные перевозки пассажиров автобусами как на регулярной основе, так и временной оформляются договором фрахтования. Составляется данное соглашение между перевозчиком или фрахтовщиком и фрахтователем-заказчиком. Цель такого соглашения – обезопасить транспортировку путем соблюдения технической исправности ТС и выполнение водителем предъявляемых к нему требований.
При нерегулярных или единичных рейсах, например, туристические поездки, водитель обязан предъявлять договор с заказчиком и чек об оплате заказа. Остальные вышеуказанные документы остаются в силе.
Проверять документацию шофера уполномочены лица, обладающие таким правом и специальным разрешением.
Касаемо самих пассажиров, то правила для них общеизвестны. Посадка до пункта назначения происходит строго по билету (проездному билету). Место багажа или объемной ручной клади оплачивается дополнительно в кассе, а водителю предъявляется талон. Льготники для получения скидки обязаны предоставлять льготные свидетельства в соответствии с паспортными данными.
Регламент основных положений для поездок различного характера
Спектр предоставляемых услуг довольно широк. Поэтому стоит обсудить основные требования для осуществления перевозок разного типа.
Перевозка несовершеннолетних пассажиров
Сначала обратим внимание на требования в последней редакции к перевозчику при обслуживании несовершеннолетних граждан:
- У предоставленного транспорта с года его выпуска не должно пройти больше 10 лет. На автобусе, а, точнее, на стеклах, крепятся знаки в виде квадрата с красной обводкой, обозначающие транспортировку детей.
- Для преодоления больших расстояний используется автотранспорт с повышенным комфортом.
- При заказе более двух ТС требуется дополнительное авто в качестве сопровождения.
- До совершения рейса документы вместе со списками несовершеннолетних подаются в отделение ГИБДД для согласования.
- Имеют место ограничения для езды в ночное время. После 23:00 ч. разрешается только подвоз детей до вокзала для пересадки на иной транспорт либо для встречного приезда и дальнейшей доставки детей до конечного пункта. Другие варианты ночной езды предполагают преодоление расстояния до 50 км. с последующей остановкой.
- Закон о перевозке несовершеннолетних пассажиров запрещает водить автобус одному шоферу более 8 часов. При длительных рейсах необходимо управлять двум водителям попеременно, максимум по 8 часов каждому.
- Долгосрочный маршрут более 12 часов требует наличие медицинского работника.
- Максимальная скорость движения не должна превышать 60 км/ч. Покидать ТС шаферу и остальным взрослым сопровождающим строго возбраняется. Приоритет езды выпадает на световой день.
Водитель заблаговременно проходит инструктаж о правилах детских перевозок. Водительский стаж не может быть менее 3 лет.
Городской транспорт
Езда в городской черте регламентирует передвижение общественного транспорта в пределах города и пригородных сообщений до 40 км. Распространяется одна тарифная ставка, в перерасчете может происходить небольшая разница.
Правила городских маршрутов подразумевают больше стоячих мест в ТС, нежели сидячих. В приоритете наличие различных поручней и вертикальных перекладин. Сидения полумягкие или жесткие.
Покупка билетов происходит во время остановок транспортного средства для посадки и высадки граждан посредством:
- контрольно-пропускной системы;
- компостеров;
- кондукторов.
На уличных остановках вывешивается расписание или номера автобусных маршрутов.
Междугородние и пригородные перевозки
Междугородние сообщения совершаются, когда от начального до конечного пунктов расстояние измеряется от нескольких десятков до нескольких тысяч километров. Рейс берет начало на автостанции перевозчика и заканчивается на конечной точке маршрута.
Автобусы подаются с повышенным комфортом. Они снабжены удобными раскладывающимися креслами, вентиляцией и остальными благами цивилизованного общества.
Покупка билетов проводится в кассе автостанции заблаговременно. Проверяются они водителем или контролерами, работающими на автовокзалах.
Пригородные сообщения имеют расписание рейсов в зависимости от времени года. Такие вопросы решаются на местном уровне. Введено правило о наличии тахометра для жизнедеятельности водителей. Теперь начиная с 1 июня 2018 года, тахометр должен быть установлен и на мини-автобусах кат. «В» с пассажирскими местами от 8 шт. и более.
Экскурсии
Для экскурсий составляется договор фрахтования, где прописываются правила поездки. Группа участников экскурсии обозначена в списке, который передается экскурсоводу. Максимальная продолжительность экскурсии с указанным маршрутом возможна с 06:00 до 22:00 часов. Договор оформляется после получения заявки.
Вахтовые сообщения
Вахтовые сообщения происходят в случае извоза работников от дома до предприятия или организации, а также обратно. Пример тому детский автобус, доставляемый ребят до детского учреждения и обратно. Пользуется спросом в поселковых зонах и удаленных работающих предприятиях. Конструкция и дополнительные усовершенствования присущи рабочему автотранспорту, направленному на извоз работников определенной профессии.
Зимний период имеет свои индивидуальные особенности при отправлении транспортных средств. Неисправность отопления должна быть устранена. В противном случае рейсы не могут совершаться. С выпадением снега и наступлением минусовой температуры воздуха средства для перевозки пассажиров «переобувают» в зимние шины. На ТС устанавливается знак «Ш» во избежание штрафа в соответствии с законодательством России.
Окна и двери не должны пропускать холодный воздух, а отопительная система выделять токсичные испарения или запах.
Служебный транспорт
Служебный транспорт выкупается организациями для транспортировки своих сотрудников. Руководство использует его в случаях, когда необходимо:
- провести корпоратив;
- доставить сотрудников на рабочее место и отвезти обратно;
- отправить работников в командировку;
- иные нужды.
Однако пользоваться служебным автобусом важно в согласии с общими эксплуатационными требованиями проезда пассажиров.
Штрафные санкции
Конституция об АП регулирует противозаконные действия перевозчиков следующим образом:
- В соответствии со ст. 11.23 КоАП РФ налагается штраф на должностное лицо в размере 5–10 тыс. рублей за не установку тахографа.
- Отсутствие лицензии на право перевозок на рабочем месте (забыл дома) наказывается штрафом суммой в 5000 р. с водителя. Должностные и физические лица облагаются штрафной суммой в 50 тысяч рублей за неоформление лицензии и езды без нее. ИП за такой проступок наказываются суммой в 100 тыс. руб., а юридические лица на 400 тыс. руб.
- Отсутствие договора фрахтования облагается штрафной санкцией в размере 5000 рублей.
Остальные меры воздействия на правонарушителей изложены в 11 разделе Конституции об АП.
Вывод
Подводя итоги изложенных фактов, можно с уверенностью утверждать, что государство всерьез заботится о безопасности своих подданных. Другой вопрос заключается в исполнении огромного перечня законов, положений и инструкций. Надеемся, что ваша поездка будет безопасной и комфортной!