Как не стать «жертвой» дорожного патруля? Как понять, что инспектор ГИБДД останавливает машину по собственной прихоти, а не по необходимости? В каких вообще случаях он имеет право остановить автомобиль? Что является основанием для остановки?
Веские причины для остановки машины
Вопросов много, а ответ на них один. Он четко прописан в документе, которым руководствуется ДПС, и имеющим интересное название: «Наставление». В нем имеется пункт 13.7, говорящий, что сотрудник ГИБДД не имеет полномочий останавливать любую «понравившуюся» машину, для этого у него должны быть веские причины. По регламенту это возможно когда:
- водитель или пассажир, находящийся в салоне, нарушили правила;
- имеются подтвержденные сведения о причастности едущих в машине людей к совершенным ДТП, преступлениям или иным правонарушениям;
- автомобиль находится в розыске либо используется с целью совершения противоправных действий;
- в машине находятся очевидцы преступления, аварии и их необходимо опросить;
- имеется решение компетентных органов об ограничении или запрете движения данного ТС;
- возникла необходимость в привлечении водителя или его автомобиля к оказанию помощи сотрудникам правоохранительных органов или иным участникам дорожного движения.
Остановки, выходящие за рамки этих правил, являются безосновательными и противозаконными. А сам инспектор рискует каждый раз, когда совершает взмах полосатым жезлом.
Законность проверки документов
Согласно негласной статистике – большинство остановок проводятся без реальных причин и оправдываются пресловутой «проверкой документов». Как видно, этой самой проверки в вышеприведенном перечне нет! А это не что иное, как произвол.
Так неужели любые проверки документов не законны? Вновь обратимся к «Наставлению», находим в нем текст: проверка документов как на право управления и пользования транспортным средством, так и на перевозимый груз возможна ТОЛЬКО на:
- стационарных постах ДПС;
- контрольных постах полиции;
- контрольно-пропускных пунктах.
Однако во время проведения специальных мероприятий допускается остановка транспорта с целью проверки документов вне вышеперечисленных мест.
Получается, что в обычное время инспектор не должен проверять у автомобилиста документы за пределами оборудованных постов.
Помимо этого, в «Наставлении» имеется еще один пункт, не допускающий неоднозначного толкования: «запрещается останавливать ТС без необходимости». Значит, просто проверка документов не является основанием для остановки машины, находящейся вдали от стационарных постов ДПС, КПП или контрольных постов полиции. А если это происходит, то исключительно по личной инициативе патрульного, которому «не понравился автомобиль».
Но не стоит сразу «наезжать» на инспектора, запрашивающего документы. Сначала нужно поинтересоваться: какая спецоперация проводится в данный момент (именно во время специальных мероприятий допускается проверка документов у водителей в любом месте дороги).
Информация о подобных мероприятиях не является закрытой. Однако, следует помнить и о запрете останавливать без необходимости. Налицо складывается противоречивая ситуация: вроде «допускается» остановка, а с другой стороны – «запрещается», значит, инспектор нарушает служебную дисциплину? А как же контролировать водителей?
Надо исходить из того, что проверка документов – не самоцель, она проводится только для того, чтобы выявить, найти, выследить тех, кто является объектом пристального внимания в рамках спецопераций, подобных периодически проводимому «Вихрю-антитеррору». Ну и надо помнить про нарушителей: их можно останавливать, но обоснованием предъявления документов является именно нарушение ПДД.
Водитель остановился, как долго может длиться остановка?
Формулировка п.13.8 «Наставления» довольно размытая: «остановка должна осуществляться на минимально короткий срок». Как определить этот минимальный срок? 5 минут – это много? Только один ответ можно обнаружить в том же пункте документа, касается он общественного транспорта: его можно задерживать на 1–2 минуты.
После остановки у водителя обязательно возникает вопрос «за что?». Сотрудник ГИБДД обязан озвучить причину или нет? Наверняка многие сталкивались с инспектором либо ничего не говорящим, либо вынуждающим водителя самому сформулировать или подсказать возможный повод.
Не надо спешить и делать то, чего не нужно! Инспектору вменяется в обязанность сообщить водителю о причине остановки, и не только о ней. Еще сотрудник полиции должен представиться, «приложив руку к головному убору, назвать должность, звание, фамилию» — это выдержка из того же «Наставления».
Значит, после остановки действия инспектора укладываются в алгоритм:
- сотрудник сам подходит к остановленному транспортному средству;
- представляется по форме;
- сообщает о нарушении Правил дорожного движения с указанием их пунктов;
- информирует о возможной ответственности за нарушение, предусмотренной КоАП, и ссылается на статью;
просит предъявить документы.
Некоторые автомобилисты считают, что следует выказать уважение инспектору и сразу выйти из машины. На самом деле правильнее будет дождаться пока сотрудник ДПС сам подойдет и назовет объективную причину остановки. Что если имеется непреодолимое желание покинуть авто? Пожалуйста, выходить позволяется, но не надо отходить от него, а тем более идти в полицейскую машину.
Запрещенные участки дороги для остановки
Допустим, законные основания налицо, но везде ли инспектору дозволено потребовать остановку? Оказывается, не везде. Под запрет попадают участки автодорог, на которых ограничена видимость. Также нельзя останавливать машины до и сразу после поворота, перед вершиной подъема и после неё.
Запрещается остановка там, где стоящий автомобиль может спровоцировать дорожно-транспортное происшествие. Это перекрестки, пешеходные переходы, железнодорожные переезды и иные места, где имеется какая-либо опасность для других водителей и пешеходов. Более полную информацию о них можно почерпнуть из примечаний к главному документу ГИБДД — «Наставлениям».
Выходит, что инспектор ДПС вовсе не всемогущий, у него гораздо меньше прав, чем может показаться.
Помните, на дорогах все еще встречаются два типа полицейских. Первые уверены в том, что все водители – профаны в законодательстве; вторые – что каждый автомобилист является потенциальным источником легкой наживы. Еще остались вопросы? Изучайте свои права и не позволяйте себя обманывать.