Прокачка тормозной системы как вид услуг предлагается любым автосервисом, но несмотря на невысокую стоимость работ, владельцы машин продолжают делать это самостоятельно.
Когда требуется прокачка
Задуматься о том, что следует прокачать тормоза стоит в следующих случаях:
- после каждой замены тормозной жидкости или ремонта тормозной системы;
- когда педаль кажется мягче обычного, а вот торможение производится с прикладыванием гораздо большего усилия;
- обнаружена утечка жидкости из тормозного цилиндра.
И в первом, и во втором случае можно обратиться к сервисным службам, а можно взять помощника, приспособление для прокачки тормозов, накидной или торцовый ключ и поэтапно выполнить ряд манипуляций (получится обойтись и без помощника, хотя вдвоем не только веселее, но и удобнее).
Выполняем работу в паре
Приспособление, предназначенное для прокачки, состоит из пластмассового тюбика, шприца, трубки и шланга. По традиции процесс начинают с колеса, находящегося на наибольшем отдалении от главного тормозного цилиндра. Обычно это заднее правое, затем по убыванию расстояния: заднее левое, переднее правое и напоследок переднее левое.
Если у вас есть помощник, то процесс пойдет быстрее и намного легче:
- усаживаем товарища вместо водителя, а сами идем к первоочередному колесу;
- снимаем крышку с бачка тормозной жидкости, чтобы подливать её по мере уменьшения объема;
- снимаем заглушку, закрывающую штуцер прокачки тормозов. Следом на штуцер надеваем прозрачный шланг;
- свободный конец шланга опускаем в емкость с ТЖ и подаем сигнал напарнику, что пора нажимать педаль тормоза;
- после нескольких энергичных нажатий педаль все еще может оставаться мягкой, значит, в системе все еще есть воздух, который нужно стравить;
- с этой целью отворачиваем штуцер, подаем сигнал к повторной прокачке и наблюдаем за воздушными пузырьками в трубке;
- завершаем прокачку колеса с последним пузырьком воздуха;
- алгоритм повторяем для каждого колеса.
Автолюбители со стажем советуют «для верности» по завершении «круга» продублировать процедуру. Если же и после дубля педаль остается мягкой, то рекомендуется проверить на изношенность тормозные колодки.
Чтобы исключить неисправность, по окончании манипуляций обязательно проверяют исправность тормозов.
Работаем без помощи
Помогать некому, а прокачать тормоза надо, что делать? Эту головоломку разрешают с помощью того же несложного приспособления для прокачки и второй крышки от бачка тормозной жидкости. Главное условие – идентичные крышки.
План действий:
- прорезаем небольшое отверстие в крышке, с помощью герметика закрепляем шприц на крышке и наполняем его тормозной жидкостью;
- готовое изделие накручиваем на бачок;
- откручиваем штуцер и устанавливаем емкость для сбора тормозной жидкости. Это может быть пустая бутылка или любая другая пластиковая тара;
- с помощью движения поршня в шприце нагнетаем тормозную жидкость.
Не менее эффективен другой способ. Справиться с задачей поможет газовый амортизатор.
Алгоритм:
- Давим на тормоз в пределах десяти раз.
- Помещаем газовый упор между нажатой педалью и сиденьем. Он будет выступать в роли «напарника».
- Стравливаем тормозную жидкость и воздух.
- Не снимая ноги с педали, замещаем ее амортизатором, так обеспечивается эффективное удерживание педали в утопленном виде.
- Повторяем для всех колес.
Помимо перечисленных способов имеется масса других, порой экзотических, но не менее удачных вариантов.
Что делать с тормозами АБС
Необходимость самостоятельно прокачать тормоза автомобиля с антиблокировочной системой пугает некоторых автолюбителей. Однако, здесь нет особых сложностей. Требуется лишь предварительно отключить АБС и запомнить ряд особенностей:
- В системе чрезвычайно высокое давление, поэтому нельзя работать без его предварительного сброса.
- Уровень ТЖ должен находиться под постоянным контролем, чтобы не допустить работы гидравлического насоса «на сухую».
Гидравлический насос без перерыва может работать максимум 2 минуты, затем дается время для остывания.
Начинаем действовать:
- Выключаем зажигание (выставляем положение «0»).
- Отключаем электро разъемы, находящиеся на крышке бачка ТЖ.
Передние колеса
Сначала прокачиваются тормоза передних колес:
- надеваем на штуцер шланг для удаления воздуха и открываем на полный оборот;
- нажимаем педаль тормоза «в пол», удерживаем в таком положении и наблюдаем за воздухом;
- после исчезновения в шланге пузырьков, закручиваем штуцер и отпускаем педаль.
Задний правый тормоз
Далее по плану задний правый тормоз:
- первый пункт аналогичен действиям с передними тормозами;
- утапливаем педаль тормоза, включаем зажигание на «2»;
- удерживаем педаль до момента выхода всех пузырьков, но не дольше двух минут;
- закручиваем штуцер, снимаем ногу с педали.
Задний левый тормоз
Наконец, последний тормоз – заднего левого колеса:
- снова повторяем первый пункт;
- не трогаем педаль тормоза, просто сидим и наблюдаем за пузырьками, дожидаясь прекращения их появления;
- нажимаем педаль до половины и закручиваем штуцер;
- отжимаем педаль тормоза, ждем остановки работы гидравлического насоса;
- выключаем зажигание и присоединяем разъемы к крышке бачка;
- проверяем тормозную систему на отсутствие протечек и при необходимости доливаем ТЖ.
Важно: использование ТЖ другой марки недопустимо!
Если действовать по инструкции, то даже новичок справится с задачей за пару часов. Хотя при наличии антиблокировочной системы все-таки лучше довериться профессионалам. Тормоза не любят шуток! Их исправная работа позволяет водителю полностью контролировать свой автомобиль даже в непредвиденных обстоятельствах. При наличии сомнений в собственных силах – прибегайте к подсказке умельца, так ничего не будет угрожать как жизни водителя, так и жизни автомобиля.